Методика обучения просмотровому чтению школьников
Чтение является мотивированным, рецептивным, опосредованным из всех видов речевых деятельностей. Проведение работы по обучению чтения на английском и др. языке обычно направляется на тренировку и совершенствование у учеников полученных навыков чтения. Отечественная методика представлена следующими видами чтения:
- аналитическим;
- изучающим;
- просмотровым;
- поисковым;
- ознакомительным и др.
Процесс просмотрового чтения позволяет получить общее представление о прочитанном. Обучение просмотровому чтению требует подбора ряда тематически связанного текстового материала, с созданием ситуаций просмотра. Наличие скорости просмотрового чтения - от 500 слов в минуту, а предоставленное учебное задание должно формировать навыки и умения по ориентировке в логико-смысловых структурах текста.
К особенностям просмотрового чтения относится наличие:
- отсутствия установки на дальнейшее применение информации;
- быстрого темпа чтения;
- выбора информации.
Для успешного процесса просмотрового чтения, требуется предварительное формирование у учащихся следующих умений:
- Просмотр текста, с определением его тематики и основной цели.
- Определение самых общих сведений, которые способствуют соотношению текста с определёнными областями знаний.
- Обнаружение смысловых опорных пунктов и ориентировки в композиционно-смысловых структурах текстов, с выделением важной информации и пропуском второстепенной.
- Определение соответствий текстов интересам читающих, с оценкой содержащейся в нём информации.
Важное условие по формированию указанного умения заключается в обильной практике, с включением заданий по рациональному приёму извлечения информации, а также задания, по контролю понимания содержания текста.
Имеется наличие четырех подвидов просмотрового чтения, которые представлены:
Конспективным и реферативным чтением , предназначенные для выделения основных мыслей.
Обзорным – с помощью него определяется существенное значение сообщаемого. Главная мысль отыскивается в тексте, но без понимания, которое в данном случае практически невозможно.
Ориентировочным – установка отношения данного материала к интересующей его теме.